Зачастую характер путают с характеризацией. Поэтому сразу разграничим два понятия.
Характеризация – это описание персонажа, качества его личности; то, как он видит себя; всё, к чему привязан; это: раса, пол, вера, воспитание, уровень интеллекта, жестикуляция и манера речи, образование, род занятий, ценности, установки и так далее.
Если убрать всё вышеперечисленное, то останется истинная, подлинная личность персонажа – характер.
Характеризация – это обёртка, а характер – начинка.
Характеризация – это маска, а характер – то, что скрыто под маской.
Пример:
“Макс был человеком храбрым, бесстрашным и преданным”
Что это? Характеризация. Мы дали описание качеств персонажа.
Получается, что характеризация, это своего рода защита внутреннего «я» от внешнего мира и других людей. Зачастую в характеризации персонаж сам для себя создаёт ложные мечты и идеалы, и тогда вовсе может потерять себя.
Но, чтобы получить желаемое, достигнуть цели, получить то, что герой действительно хочет, ему придётся пройти этап, когда нужно будет снять маску, откинуть характеризацию (опровергнуть её), преодолеть препятствия и понять, кем персонаж является на самом деле – какой у него характер.
Как проявляется характер?
Истинный характер проявляется в выборе, который персонаж делает под давлением обстоятельств. Чем сильнее давление, тем ярче проявляется характер.
Персонаж может показывать себя щедрым (характеризация), а в критической ситуации, под давлением обстоятельств, проявить эгоизм, жадность и алчность (характер).
Шаблонный пример:
“Макса взяли в плен и пригрозили пытками. Перед ним разложили устрашающие ржавые инструменты:
– Я всё расскажу, только не мучайте, – захныкал Максим”.Что это? Характер. Персонаж сделал выбор.
Теперь читатель знает, что на самом деле Максим не такой уж бесстрашный храбрец, как мы заявляли выше. Теперь оголена истинная сущность персонажа.
Поставьте героя перед вынужденным выбором, заставьте принять решение – его выбор покажет истинный характер. Очень важно, чтобы обстоятельства действительно были принудительные и безвыходные. Если нет риска, и на героя ничего не давит психологически или физически, его выбор не будет иметь никакой роли, и не покажет характер.
Персонаж даёт нищему денег. Если герой богат – выбор несущественный, он не показывает характер. Если нищий – другое дело.
Например, «Шагреневая кожа» Бальзака.
Герой заходит в казино, все сразу видят, что он шальной игрок, который если проиграет, то ему только утопиться. Он ставит единственную оставшуюся монету и проигрывает. Затем он идёт вдоль Сены и думает о том, чтобы утопиться. Засовывает руки в карманы и вдруг понимает, что у него осталась ещё пара мелких монет. И в этот момент к нему подбегает нищий мальчик и просит подать милостыню. Герой видит и старика-нищего, с которым гуляет мальчик. Что делает герой? Он отдаёт последние монеты им и уходит прочь от реки.
Герой показал характер.
Итак, характер персонажа раскрывается только на основе выбора, который он делает под давлением обстоятельств.
- Из-за нищеты Раскольников убивает человека.
«Преступление и наказание» Достоевский
- Китнисс вызывается на бойню, чтобы спасти младшую сестру.
«Голодные игры» Сьюзен Коллинз
- Несмотря на угрозу жизни, Макмёрфи продолжает сопротивляться медсестре.
«Над гнездом кукушки» Кен Кизи
Приглашаем вас на следующий поток курса “Персонажи”:
👉 Цель – за 12 уроков создать героев, которые будут интриговать, поражать и удивлять. А главное – влиять на читателя.