Сегодня в статье ответим на вопросы:
Как создать объёмного героя? От чего зависит «объёмность» героя? Что делает его живым, неповторимым и заставляет читателей сопереживать?
Что такое глубина и как её проработать?
Для начала определимся с тем, чем глубина НЕ является.
Глубина – это НЕ:
- характеристика;
- особенности;
- причудливые и эксцентричные черты;
- не доминирующая черта характера.
Так что же такое глубина?
Яркий характер отличается не одной, а множеством особенностей и черт, многие из которых могут противоречить друг другу. Именно из этого противоречия черт характера рождается глубина.
Выдвигаем тезис:
Глубина – это противоречие.
Это самое простое, но самое важное из всего, что нужно запомнить, когда мы говорим про объём.
Противоречие может быть:
- внутри сильного характера (внутренний конфликт, который рождается из двух противоречивых черт; например, у Макбета это конфликт честолюбия и чувства вины);
- между характеризацией и истинным характером (храбрый толстяк, добрый огр, обаятельный вор);
- между характером и поведением (Например, давайте вспомним “Властелина колец” Толкиена. Арагорн король по призванию – он происходит из рода правителей, и престол принадлежит ему по праву. Но он отвергает своё предназначение и надевает маску следопыта и бродяжника).
Противоречия должны быть согласованными, логичными и последовательными. Если вы позиционируете героя, как положительного персонажа, любой его плохой поступок должен быть обоснован, понятен и принят\прощён читателями.
Самый яркий пример многомерного персонажа – Гамлет.
Вот неполный список его противоречий:
- религиозный – богохульник;
- любящий и нежный – бессердечный и садист;
- отважный – трусливый;
- спокойный и осторожный – импульсивный и неосмотрительный;
- безжалостный – сострадательный;
- гордый – жалеет себя;
- остроумный – печальный;
- усталый – энергичный;
- рассудительный – растерянный;
- здравомыслящий – безумный;
- простодушный – искушённый.
Главный герой вовсе не обязан обладать таким огромным количеством противоречий. Но их должно быть по меньшей мере 3-4. У второстепенных персонажей – 2-3 противоречия. У проходных – не более одного.
Главный герой должен обладать самым большим количеством противоречий из всех присутствующих в вашем произведении героев.
Даже больше, чем у антагониста (либо одинаково). Если у злодея будет больше противоречий, чем у героя, он автоматически заместит его.
Зачем нужны противоречия?
Читателям очень интересно наблюдать за неоднозначными, противоречивыми персонажами. Они вызывают интерес и приковывают внимание. Чем интереснее противоречия, тем более интригующий герой у вас получится.
Примеры противоречий у персонажей:
1. «Властелин колец» Толкиен. Фродо.
Маленький хоббит – храбрый и самоотверженный.
2. «Во все тяжкие». Уолт.
Сострадательный – жестокий.
3. «Дживс, вы – гений!» Вудхаус. Дживс.
Слуга – умный и джентельмен.
4. «Франкенштейн» Шелли. Франкенштейн.
Страшный монстр – с чутким сердцем и жаждой любви и понимания.
5. «Зелёная миля» Кинг. Джон Коффи.
Огромный раб-негр – добрый и сострадательный.
Вывод:
Глубина персонажей зависит от того, насколько сильны и оправданы противоречия в характере.
Мастерство создания противоречий не только делает ваш персонаж интереснее и многограннее, но и напрямую будет влиять на сюжетную составляющую произведения.
Приглашаем вас на следующий поток курса “Персонажи”:
👉 Цель – за 12 уроков создать героев, которые будут интриговать, поражать и удивлять. А главное – влиять на читателя.