Анастасия Кузьменко перевела статью писательницы Bryn Donovan о том, что происходит на первой странице.
Перевод опубликован в рамках подготовки к курсу “План романа 2.0”.
30 способов начать роман
Порой сложно начать историю, даже если вы знаете её основную идею. В этой статье речь пойдёт о первой сцене и первых строках.
Лучшее, что может сделать писатель на первых пяти – десяти страницах – заставить читателей сопереживать главному герою.
Большинство издателей считают, что пролог, который служит предысторией – плохая идея. Из-за него создаётся впечатление, что истории нужно набрать приличный разгон, чтобы начаться. Лучший вариант – вписать предысторию в то, что происходит в истории в данный момент. Создать загадку и окутать тайной прошлые события, и тогда читателям понравится раскрывать, что на самом деле произошло много лет назад.
Даже без пролога, многие авторы начинают историю в первом черновике слишком быстро, с огромной предысторией. Конечно же, вы можете изменить это, когда будете переписывать, но это всё равно останется большим препятствием (проверено на опыте).
Спросите себя, какое событие может вытолкнуть главного героя из рутины и задать ему другое направление. Событие, меняющее всё в жизни героя, называется «побуждающее происшествие».
В своих произведениях я до сих пор заставляю героя своими собственными действиями давать толчок переменам. Это лучше, чем просто давать его реакцию на уже произошедшее событие.
В фильме «Безумный Макс: дорога ярости», Фуриоса меняет всё, решая освободить рабов ужасного диктатора. В фильме «Звёздный воины: пробуждение силы», Финн меняет собственную судьбу и судьбу других людей, из-за мук совести. Он сбегает вместе с заключённым борцом Сопротивления.
Блейк Снайдер в своей книге по сценаристике «Спасите котика», сначала показывает обычную жизнь героя, его проблемы и тему истории, и только потом происходит побуждающее происшествие.
Побуждающее происшествие также можно ввести на первых страницах, или даже в первом предложении. Главное – не тянуть долго до того, как это большое событие всё-таки произойдёт.
Итак, как же всё-таки начать роман? Существует множество статей о том, как этого делать не следует. Что-то вроде «100 способов, как нельзя начинать роман». Чаще всего в таких статьях авторы предупреждают не начинать роман:
- с пролога,
- с предыстории,
- с описания пейзажа или погоды,
- со слов «меня зовут…» (хотя именно так начинается роман Германа Мелвилля «Моби Дик» – «Зовите меня Измаил», и «Полная иллюминация» Фоера»).
- со сна (хотя роман Донны Тартт «Щегол», получивший Пулицеровскую премию начинается со слов «Когда я был в Амстердаме, мне впервые за долгое время приснилась мама»,
- со звонка будильника, с пробуждения.
Все ограничения условны, и могут даже вдохновлять.
Вот 30 вариантов начать роман:
1. Получение письма, посылки. («Тринадцатая сказка» Дианы Сеттерфилд)
Это может оказаться важным, либо просто показать читателю будни героя.
2. Герой в ситуации, которая его расстраивает.
Ситуация также может показать читателю повседневную жизнь героя, и в то же время заставить его сопереживать. Может у героя сломалась машина или умер любимый кот.
3. Главный герой в странной и неловкой ситуации.
Кот «сделал дело» на колени гостю, которого главный герой пытался впечатлить.
4. Обнаружение трупа.
5. Смерть члена семьи.
6. Начало или середина катастрофы («Весь невидимый нам свет» Энтони Дорр).
Это может быть взрыв бомбы, авиакатастрофа, торнадо.
7. Последствия катастрофы («Их глаза видели бога» Зора Нил Хёрстон).
8. Поцелуй.
9. Представление («Заложники» Энн Патчетт).
10. Главный герой в больнице («Инферно» Дэн Браун).
11. Главный герой заявляет, что он в беде («Марсианин» Энди Вейер).
12. Главный герой в беде («Что есть что» Дейв Эггерс).
13. Прибытие самолёта, корабля, поезда («Граф Монте-Кристо» Дюма).
14. Сцена на вечеринке, в баре, в ночном клубе («Война и мир» Толстой).
15. Поединок, сражение. («Чужак» Зоэ Арчер).
Герой может быть как участником, так и свидетелем.
16. Герой переезжает на новое место.
17. Громкое заявление о жизни. («Одна дамочка с пистолетом» Джанет Иванович»)
Первые строки «Одной дамочки с пистолетом»: «Существуют мужчины, которые входят в жизнь женщины и портят её безвозвратно. Со мной это проделывал Джозеф Морелли, ну, не то, чтобы окончательно и бесповоротно, но периодически». Отличный крючок.
18. Драматическое происшествие в середине или конце истории. («Тайная история» Донна Тартт).
Пролог «Тайной истории» начинается со слов: «В горах начал таять снег, а Банни не было в живых уже несколько недель, когда мы осознали всю тяжесть своего положения». Дальше автор рассказывает предысторию смерти Банни.
19. Суд. («Снег на кедрах» Дэвид Гутерсон).
20. Интервью на работу.
В данной ситуации герой даёт некоторую информацию о себе, а так же предстаёт уязвимым, что вызывает сопереживание.
21. Главный герой знакомится с кем-то. И этот кто-то скорее всего окажется важным персонажем истории. («Грозовой перевал» Эмили Бронте).
22. Сцена на улице.
Чаще всего так начинаются исторические, фантастические и фэнтези романы. Это хороший способ дать читателю ощущение атмосферы и места, а также показать обыденную жизнь героя.
23. Главный герой в ситуации триумфа.
24. Герой одевается, бреется, красится и т.д. («Мелкий снег» Дзюнъитиро Танидзаки).
25. Грандиозное счастливое событие (свадьба, выпускной и др.).
26. Один герой учит другого, как что-то делать.
Отец учит сына рыбачить. Шеф даёт советы новому работнику.
27. Гость у двери. («Глубокий сон» Раймонд Чандлер).
Главный герой может быть как хозяином дома, так и гостем.
28. Главному герою в руки попадает важная вещь.
29. Герой совершает преступление.
30. Герой или группа людей выполняют задание. («Наш общий друг» Чарльз Диккенс).
Original: http://www.bryndonovan.com/2016/01/12/what-happens-on..
Курс “План романа 2.0”:
На выходе у каждого выпускника будет прописанная структура романа. Пошаговый план сцен. Последовательный и прозрачный. Оригинальный, не шаблонный и вдохновляющий.
Для каждого будущего романа мы проработаем нестандартную идею, запоминающихся персонажей, выстроим конфликт и упакуем в захватывающий сюжет.