Статья публикуется в рамках подготовки к курсу «Персонажи 2.0».
В статье рассмотрим простой способ сделать персонажа ярким и запоминающимся. Как? Разнообразим речь героя.
Для этого рассмотрим два вида отклонения от речевых норм.
Два вида отклонения от речевых норм
1. Коллективные отклонения:
- просторечие,
- диалекты,
- жаргоны,
- арго,
- сленг,
- табуированная лексика,
- профессиональные языки,
- архаизмы.
Давайте разберёмся, в каких случаях будет уместно использовать то или иное коллективное отклонение.
Просторечие, архаизмы и диалекты всегда привносят в текст оттенок простонародности, провинциальности. Мы должны активно использовать такие отклонения, если пишем о деревенской жизни, о небольшом уездном городке или просто жителях глубинки. Вспомним стихотворение Есенина:
Пахнет рыхлыми драчёнами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз…
..Мать с узватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
- драчёна – кушанье из картофеля
- дёжка – кадка для теста,
- паз – щель между кирпичами и досками
- махотка – крынка, горшок, кувшин
Использование этих слов добавило бы диалогу колоритности. Мы смогли бы ярче передать атмосферу и передать характерные особенности простых русских людей. Здесь важно не переборщить. Использовать диалектизмы через слово – плохая идея, читатель просто запутается. Делать это нужно аккуратно.
В исторических романах и повестях архаизмы воссоздают колорит времени и места. В других произведениях они нужны для стилистических целей: с их помощью речь может стать торжественной, возвышенной, ироничной, сатирической. Они участвуют в стилизации церковного и официально-делового языка различных эпох. У них богатый набор стилистических функций. Теперь обсудим всё, что касается сленга, жаргона, арго, профессиональных языков и табуированной лексики.
Когда уместно?
Всем понятно, что такой диалог неправдоподобен:
Валера Сиплый харкнул на дощатый тюремный пол:
– Я вам ничего не расскажу.
Иванов кивнул. Он так и думал. Спросил:
– Ты же не хочешь, чтобы я на тебя грабёж повесил?
– Ни-че-го, – повторил Сиплый.
– Снимайте с него наручники, – приказал Иванов двум полицейским у двери.
Добавляем одно слово из блатного жаргона, одну – из полицейского. Разбавляем табуированной лексикой. Получаем сценку, которая звучит ярче и колоритнее, чем предыдущая:
Валера Сиплый харкнул на дощатый тюремный пол:
– Я чё, тихушник? Мочи сколько влезет – не прокатит.
Иванов кивнул. Он так и думал. Спросил:
– Хочешь, чтоб я на тебя глухаря повесил?
– Пошёл на ***, – не сдавался Сиплый.
– Снимайте с него браслеты, – приказал Иванов двум полицейским у двери.
Теперь сцена звучит совсем по-другому. Хотя поменяли не так много.
Так когда нам использовать жаргон, арго, табуированную лексику и профессиональные языки? Если мы пишем про воров, бродяг и нищих. Если пишем врачебную/судебную/инженерную драму. Если рассказываем историю про героя с узконаправленной профессией. Если наши персонажи находятся в одной группе с индивидуальными особенностями – молодёжь, интеллигенция, пролетариат.
В любом случае, это может быть уместным. Опять же, главное – не заигрываться. Всего понемногу.
2. Индивидуальные отклонения:
- вольности в речи,
- детский язык,
- ломаная речь,
- дефекты речи,
- слова-паразиты.
С детским языком и дефектами речи всё достаточно просто. Если ваш герой ребёнок – используйте. Упрощайте до минимума, используйте короткие и простые слова. Если ваш герой шепелявит или картавит – передавайте это в репликах.
Лев Толстой в “Войне и мире” картавость Василия Денисова отображал буквой “г” с апострофом (к примеру, “Э, чег’т!”)
Куприн в “Гранатовом браслете”:
“Барышни, разнообразно картавя, смеясь и перебивая друг дружку, набросились на Ромашова:
— Отчего вы к нам не приходили?
— Звой, звой, звой!
— Нехолосый, нехолосый, нехолосый!
— Звой, звой!
— Пьиглашаю вас на пейвую кадъиль. “
К ломаной речи относится заикание и сбивчивость. Этот недуг подойдет для неуверенных героев или тех, кто пережил какую-то травму (как, например, Фандорин).
– П-п-п-ривет, – поздоровался Валера.
Или
– Я шёл, мм, и…, – он замялся, опустив взгляд. – И увидел. Ну, как бы это сказать. Её увидел. Знаете? Да-да, шёл. Вот такая изломанность чаще всего встречается в реальной жизни.
Есть очень много людей, которые не могут до конца и внятно сформулировать мысль. Они – кладезь для ваших наблюдений.
Слова-паразиты – тоже очень распространённый недуг. Начинается от междометий: “Ну”, “Эээ”, “Ммм” или слов: “Короче”, “Это”, “Ясно”, а заканчивая целыми словосочетаниями: “Так сказать”, “То есть, образно говоря”, “Ёкарный бабай” и т.д. Когда использовать? Можно применять к любому персонажу. Везде будет смотреться уместно. И опять – привнесёт изюминку и сделает персонажа запоминающимся и легко узнаваемым. Теперь поговорим о вольностях. Это заслуживает отдельной темы, но мы выделим самое главное.
15 случаев, когда люди прибегают к вольностям:
- в весёлом расположении духа, ради забавы или ради удовольствия;
- желающий поупражняться в остроумии, оригинальности,
продемонстрировать необычное чувство юмора; - чтобы быть непохожим на других, поразить новизной выражения;
- живописно, красочно, сочно высказаться, дать положительную либо
отрицательную оценку, избежав скучных, надоевших шаблонов; - безошибочно привлечь к себе внимание, даже поразить;
- уйти от клише, выразить свои мысли в сжатой, концентрированной
энергичной форме; - обогатить язык;
- придать весомость, основательность, конкретность абстрактной мысли;
- приглушить остроту либо подчеркнуть эффектность отказа, отклонения,неприятия;
- снизить пафосность;
- найти нужный тон с подчинёнными или польстить начальнику;
- установить непринуждённый контакт с аудиторией;
- создать более лёгкую атмосферу общения;
- стимулировать установление долгосрочных отношений;
- обозначить, что говорящий «свой» и таким образом установить контакт.
Три типа вольности:
1. Использование жаргонизмов (то, о чём мы говорили в первом пункте).
2. Изменение суффиксов и окончаний или упрощение слов.
Например:
- точняк,
- ответка,
- фильмец,
- досвидос,
- девчули.
3. Речевые ошибки.
Почти всегда – намеренные (используются в одном из пятнадцати случаев, которые мы описали выше).
Примеры:
- Татьянпална вместо Татьяна Павловна,
- ухи вместо уши,
- заходьте вместо заходите,
- иишница вместо яичница,
- зво́нит вместо звони́т (если мы говорим про произношение).
Вывод
Продумываете индивидуальные особенности речи для ваших персонажей? Вот простой порядок действий:
- Подумайте, к каким группам (социальным/политическим/территориальным) принадлежат ваши герои.
- Добавляйте в их речь коллективные отклонения.
- Найдите ситуации, когда уместно прибегать к вольностям в речи
- Присмотритесь внимательнее к каждому отдельному герою. Что будет уместным в его речи? Шепелявость? Или частое использование слов-паразитов? Или он намеренно будет коверкать слова?
- Добавьте соответствующие индивидуальные отклонения в речь персонажей. Необязательно всех.
Вдохновения и трудолюбия! Спасибо за внимание.
-
Курс “Персонажи 2.0”. Регистрация:
https://goo.gl/forms/Pd6ZrHQHKQZTTdPC2
Четыре занятия можно пройти бесплатно.
Продолжительность: 20 апреля — 7 марта
Количество занятий: 15 занятий
✅Вместе пройдём пятнадцать уроков по писательскому мастерству (теория + домашние задания). Будем говорить о сердце любого произведения – о персонажах. Разберём методы проработки, научимся прописывать мощную мотивацию, рассмотрим распространённые типы характеров.
✅ Первые четыре занятия бесплатны для всех желающих.
👉 Цель – за 15 уроков создать героев, которые будут интриговать, поражать и удивлять. А главное – влиять на читателя.
До связи 18-го марта!