Перевод опубликован в рамках подготовки к курсу “План романа 2.0”.
Все писатели работают по-разному, но почти всех можно отнести либо к «интриганам», либо к «авантюристам».
Интриганам необходимо знать направление развития их истории прежде, чем они начнут писать. Они держат в голове конкретные события повествования и потому, начиная писать книгу с полным представлением о внутренней структуре будущего произведения, они свободны для импровизации.
Авантюристы, “те, кто делают дело без подготовки и навыков, наугад”, предпочитают начинать с голого скелета идеи. Они пишут с видением сюжета, но позволяют истории формироваться естественно, часто утверждая, что, как читатели, они сами удивлены развернувшимся событиями.
Эти ярлыки создают отдельные узнаваемые группы, но по сути это неправильно. Разница между интриганом и авантюристом не та же, что между собакой и кошкой. В действительности, большинство авторов совмещают в себе обоих, уступая преимущество то одному, то другому, в зависимости от ситуации (хотя и с общей склонностью к кому-то одному).
Стопроцентный интриган не оставил бы себе простора для творчества, в то время как стопроцентный авантюрист просто надергал бы персонажей и события из воздуха так, что его повествование бросалось бы от любовной истории то в сторону детектива, то в сторону детской сказки.
Правильнее было бы сказать, что писатели преимущественно делятся на три группы, в зависимости от их подхода к написанию первых черновиков: на тех, кто планирует до; на тех, кто планирует в процессе; и на тех, кто планирует после. Это допускает больше вариативности в индивидуальной манере поведении автора, учитывая при этом, что речь не идет об истории набросанной наспех, за один присест.
Вам необходимо спланировать свой роман
Каждая история в какой-то момент должна быть спланирована, в том смысле, что сюжет должен быть создан. Вариативность поведения авторов отмечается в том, на каком этапе элементы истории у них начинают складываться в сюжет. И у тех, кто планирует прежде, чем определится с персонажами и событиями, и у тех, кто планирует роман после завершения первого черновика (или нескольких основных сцен) есть свои преимущества. Оба варианта допустимы, речь всего лишь о разных ресурсах, из которых автор сплетает свою историю, и оба по-своему рискованны.
Плюсы и минусы пред-планирования (предварительного планирования)
Плюс пред-планирования романа в знании того, что вас ждет впереди: вы начинаете писать свою историю с четким представлением о том, куда течет ваше повествование и как скоро достигнет финальной точки. Это последнее преимущество часто недооценивают; знание основных событий и развязок дает вам шанс избежать несбалансированного повествования сразу. Когда вы с самого начала готовы контролировать структуру и темп вашей истории, у нее не будет ни затянутого вступления, ни скомканного финала.
Минус пред-планирования заключается в ограничении авторской свободы: трудно следовать потенциально полезным импульсам, когда у ваших персонажей уже запланировано свидание со следующим важным событием. Тут вы рискуете оказаться слишком привязанными к сюжету, и видеть в нем сдерживающую силу, а не инструмент, помогающий вам писать.
Если захотите отойти от плана, сделайте это. Вы всегда можете изменить то, что написали, так что поддавшись порыву запечатлеть момент озарения, который не сразу вписывается в вашу историю, вы только принесете себе пользу. Просто внимательно отслеживайте изменения, которые делаете, так что бы легко можно было вернуть все назад, если вы передумаете.
Плюсы и минусы планирования романа в процессе
Такая особенность работы срабатывает у единиц, но рискованна для всех остальных.
Опасность планирования романа по мере его написания в том, что в конечном итоге вы можете скомпрометировать одно действие другим. Кроме того, у вас станет меньше свободы в процессе развития сюжета, сужая ваш выбор и возможности, по мере продвижения. Это может привести к неравномерному описанию, где ранние события превалируют над теми, что происходят позже.
Как уже было сказано выше, всегда есть время, чтобы изменить написанное, так что нет никаких причин, чтобы пытаться и планировать, и писать одновременно. Ни одна из этих задач не ограничена по времени, и обе заслуживают безраздельного внимания.
Если вы один из немногих писателей, у которого одновременное написание и планирование срабатывает, постарайтесь не уделять чрезмерного внимания началу вашей истории. Помните, что роман должен становиться интереснее по мере развития, и вы не должны слишком привязываться к первоначальной структуре; она может стимулировать ваше письмо, но в некоторых случаях обойтись парой исправлений может уже не получиться.
Плюсы и минусы пост-планирования (планирования после)
Пост-планирование – записать историю, и только затем спланировать, как она будет развиваться – может многое предложить авторам. Персонажи, события и обстановка могут свободно объединяться, позволяя вам базировать свою историю на самых интригующих, но более трудных для планирования, аспектах вашей истории. Например, вы можете придумать выдающегося персонажа и закрутить историю вокруг него, в то время как пред-планирование, скорее всего, будет иметь полностью сформированный фон, или запланированные цепочки событий.
Минусы пост-планирования сосредоточены на отсутствии структуры. Вы будете уязвимы перед неравномерностью повествования и сюжетными дырами, и, возможно, останетесь со множеством лоскутов истории, которые будет трудно соединить в единое полотно. Но пока увлеченный своей работой писатель может исправить большую часть проблем, все обычно заканчивается тем, что работа просто занимает больше времени, чем если бы первым делом был составлен базовый план.
Плюсы и … плюсы смешивания стилей
Лучший способ использовать все доступные плюсы, и избежать всех потенциальных минусов, это понемногу смешивать стили. Нет ничего плохого в том, чтобы начать с голой основы сюжета, а после одного или двух черновиков нарастить побольше структуры. Так же часто бывает полезным прописать несколько конкретных сцен еще до начала планирования, просто чтобы понять и почувствовать своих персонажей.
В конце концов вы получите стиль планирования, который воздаст должное и дополнит стиль вашего письма. Замечаете, что буксуете во время работы над текстом? Тогда поднажмите на пред-планирование, чтобы у вас перед глазами всегда была цель. Расстраиваетесь из-за того, что некоторые проспекты кажутся вам обособленными и закрытыми, не связанными в вашей истории? Тогда склоняйтесь больше к пост-планированию, и дайте себе свободу экспериментировать без строго заданного пути.
Только эксперименты помогут вам найти подходящую для вас комбинацию, но как только вы ее найдете, вы получите стиль планирования, который поможет написать лучшее ваше произведение.
Автор ROBERT WOOD
Оригинал: https://www.standoutbooks.com/pros-cons-plotting-a-novel/
Перевод Юлии Тома специально для проекта «Курсы писательского мастерства».
- На выходе у каждого выпускника будет прописанная структура романа. Пошаговый план сцен. Последовательный и прозрачный. Оригинальный, не шаблонный и вдохновляющий.
- Для каждого будущего романа мы проработаем нестандартную идею, запоминающихся персонажей, выстроим конфликт и упакуем в захватывающий сюжет.
До связи!