Как продумывать мир произведения? Техника “Трезубец мира”

Как часто вы закрываете купленную книгу, чувствуя растерянность или даже разочарование из-за того, что уже с первых глав знаете, чем закончится роман? Или из-за того, что сцены показались одинаковыми, ничем не отличающимися от других произведений того же жанра? Скорее всего, довольно часто. Как же быть? Начнём с подхода.

Главный вопрос, который должен задать себе писатель перед тем, как сесть за роман:

“Что я могу сотворить такого, о чём ещё никто не читал?”

Решение – в создании глубокого и продуманного мира. Об этом сегодня и поговорим.

KAKMIR

Существует три ключевых свойства у создаваемого вами мира – эпоха, продолжительность и место. Мы называем их “Треузубец мира”.
Чем глубже и чётче проработаны эти свойства – тем правдоподобнее и оригинальнее будет ваше произведение.

Трезубец мира

Одна из самых серьёзных ошибок начинающих авторов – недооценка мира.

“У меня типичная российская история,” – говорят они, считая, что детали не так уж и важны. На самом деле это имеет ключевое значение. Роман о жизни золотой молодёжи на Рублёвке не может иметь ничего общего с повествованием о спальных районах Челябинска. Нет такого понятия, как “общая история”.  Это вымысел. Фальшь. Самооправдание, которое придумывают неопытные авторы, чтобы скрыть некомпетентность. Честная, настоящая, откровенная история должна происходить в конкретное время и в конкретном месте.


Первая грань – “Эпоха”

MIREPOHA

Здесь мы задаёмся одним ключевым вопросом:

“Когда происходят события?”

В прошлом? В настоящем? В возможном будущем? Может, в параллельной вселенной, где другое летосчисление или вообще часы идут в другую сторону? Или в другом мире, где рамки времени размыты?

Зачем нам это знать?

Рамки эпохи определяют события и героев нашей истории. Могла ли в наше время стать резонансной история о том, как жена хочет развестись со своим мужем и мучается, сильно ли осудит её высшее общество? Нет, для нас это в порядке вещей. А “Анна Каренина” оказалась одной из самых обсуждаемых книг того времени именно поэтому. Тогда подобный конфликт мог стать причиной серьёзного внутреннего конфликта. Сейчас – вряд ли.
Эпоха – место нашей истории во времени.

Она определяет не только логику событий и героев, но и возможность возникновения того или иного конфликта. Как внешнего, так и внутреннего.

Примеры проработки эпохи:
  • Пореформенная эпоха, XIX век (“Анна Каренина”)
  • Период подготовки крестьянской реформы, XIX век
  • Преддверие первой мировой войны – последствия гражданской войны, XX век (“Тихий дон”)
Неправильная проработка:
  • Моя история могла произойти когда угодно
  • Где-то между 12 и 14 веками
  • Приблизительно в наше время
Правильная проработка:
  • Боинг-747 совершил первый полёт, XX век
  • Третья англо-голландская война, XVII век
  • Город Воронеж, вымышленные события начала XXI века
  • Планета Марс, колонизация, середина XXI века

Чем детальнее мы знаем эпоху (ключевые события, важные социальные и политические явления, тенденции в развитии общества), тем оригинальнее и самобытнее получится наш роман.


Вторая грань – “Продолжительность”

MIRPROD

Здесь нам нужно разобраться – как долго длится наша история? Один день? Месяц? Год? Два года? Может, несколько десятилетий или столетий?
Бывает и такое, что книга читается дольше, чем длятся события в ней. Например, “Улисс” Джойса рассказывает нам об одном дне, но за сутки этот роман мы вряд ли осилим.

Примеры проработки продолжительности:
  • Пореформенная эпоха, 70-е годы XIX века (“Анна Каренина”)
  • Период подготовки крестьянской реформы, май 1859 – зима 1860 (“Отцы и дети”)
  • Преддверие первой мировой войны – последствия гражданской войны, 1912 год – 1922 год (“Тихий дон”)
Неправильная проработка:
  • Может, несколько дней или несколько недель в наше время
  • Где-то с 14 по 16 век
  • Приблизительно лет десять между 2010-мы и 2020-ми

Правильная проработка:

  • Боинг-747 совершил первый полёт, 1-14 января 1970 года (история про пилота)
  • Третья англо-голландская война, март 1672 – февраль 1674 года
  • Город Воронеж, от празднования дня города до постройки нового театра, 23 сентября 2016 года – 16 ноября 2022 года (история архитектора)
  • Планета Марс, поселение G-483, от колонизации до первых людей, рождённых на другой планете, март 2052 года – январь 2053 года

Если у вас фэнтези – там наверняка тоже есть летоисчисление. Продумайте этот момент тщательно. Подойдите к вопросу обстоятельно. Не жалейте времени – это на самом деле очень важно.

Задумайтесь. На тему Второй Мировой Войны написано тысячи книг. Некоторые – повторяются. Некоторые – выделяются. Почему? Они берут конкретное событие, конкретный временной промежуток и раскрывают только его.

Вывод – чем детальнее проработка, тем чётче мы видим мир, тем меньше возможностей свалиться в шаблоны.


Третья грань – “Место”

MIRMESTO

Нам нужно чётко понимать, какова география нашего романа. Отвечаем на вопросы:

  • Где происходит история?
  • В какой стране?
  • В каком городе?
  • В каком районе?
  • На какой улице?
  • В какой вселенной?
  • Какое море переплывают герои?
  • На какую планету добираются?

и так далее.

Может, действие вашего романа происходит в одной комнате? Как, например, в пьесе “За закрытыми дверями”? Там всё действие происходит в замкнутом пространстве — в гостиной без окон и зеркал.
Может, ваш роман охватывает сотни различных мест? Как, например, в романе “Война и мир”?
Или всё происходит на улочках одного города? Как в Петербурге Достоевского в “Преступлении и наказании”?

Это важные вопросы, ведь местонахождение наших героев также определяет характеры, развитие сюжета и масштаб происходящего. Чем уже место действия, чем лучше мы его знаем – тем проще нам будет работать и тем меньше вероятность скатиться в штамповку.

Примеры проработки продолжительности:
  • Одна гостиная в потустороннем мире (“За закрытыми дверями”)
  • Улицы Санкт-Петербурга (“Преступление и наказание”)
  • Каперна – вымышленное селение у моря (“Алые паруса”)
  • Как вы наверняка знаете, с вымышленными местами работать сложнее всего. Толкин составил больше десяти карт Средиземья прежде, чем выбрать подходящую.
Неправильная проработка:
  • Эта типично российская история, она могла произойти где угодно
  • Где-то на западе США
  • У очень далёкой звезды
Правильная проработка:
  • Трущобы Екатеринбурга
  • Дом с приведениями в пригороде Москвы, в котором пытаются найти древний клад
  • Сибирская деревня Шалоболино и город Новисибирск (перекрёстное повествование)
  • Планета Марс, поселение G-483
  • Если у вас фэнтези – вам ещё внимательнее нужно следить за миром. Вы должны чётко осознавать быт местных людей, архитектуру и планы городов, нравы и обычаи, которые присущи обществу.

Выводы те же. Чем чётче вы видите места вашего романа, тем меньше вероятность написать очередной шаблонный роман “про эльфов” или “про глубинку”.


В статье мы разобрали самые основы. Базис. Подробная информация о всех аспектах вселенной повествования – на курсе “Мир произведения”. На занятиях мы подробно рассказываем о том, как создавать локации, как соотносить визуальные пространства и развитие героя, как показывать конфликт через противопоставление деталей мира и многое другое.

Вот так выглядит расписание занятий курса:

1. Мир произведения. Основы
2. Взаимосвязь мира и главной идеи вашего произведения
3. Конфликт ценностей через противопоставление локаций и визуальных образов
4. Природа в произведении
5. Локации (дом, дорога, город) и технологии
6. Связь мира произведения и развития характера персонажа
7. Время в вашем мире (заблуждения, времена года, ритуалы)
8. Связь мира с сюжетными событиями

Зарегистрироваться на очередной поток можно по ссылке:
https://goo.gl/forms/WTEjS2gyqtHItiwU2

ZVa9Kwvv8o8


Надеемся, статья показалась вам полезной. До связи на занятиях!