Как часто вы закрываете купленную книгу, чувствуя растерянность или даже разочарование из-за того, что уже с первых глав знаете, чем закончится роман? Или из-за того, что сцены показались одинаковыми, ничем не отличающимися от других произведений того же жанра? Скорее всего, довольно часто. Как же быть? Начнём с подхода.
Главный вопрос, который должен задать себе писатель перед тем, как сесть за роман:
“Что я могу сотворить такого, о чём ещё никто не читал?”
Решение – в создании глубокого и продуманного мира. Об этом сегодня и поговорим.
Существует три ключевых свойства у создаваемого вами мира – эпоха, продолжительность и место. Мы называем их “Треузубец мира”.
Чем глубже и чётче проработаны эти свойства – тем правдоподобнее и оригинальнее будет ваше произведение.
Трезубец мира
Одна из самых серьёзных ошибок начинающих авторов – недооценка мира.
“У меня типичная российская история,” – говорят они, считая, что детали не так уж и важны. На самом деле это имеет ключевое значение. Роман о жизни золотой молодёжи на Рублёвке не может иметь ничего общего с повествованием о спальных районах Челябинска. Нет такого понятия, как “общая история”. Это вымысел. Фальшь. Самооправдание, которое придумывают неопытные авторы, чтобы скрыть некомпетентность. Честная, настоящая, откровенная история должна происходить в конкретное время и в конкретном месте.
Первая грань – “Эпоха”
Здесь мы задаёмся одним ключевым вопросом:
“Когда происходят события?”
В прошлом? В настоящем? В возможном будущем? Может, в параллельной вселенной, где другое летосчисление или вообще часы идут в другую сторону? Или в другом мире, где рамки времени размыты?
Зачем нам это знать?
Рамки эпохи определяют события и героев нашей истории. Могла ли в наше время стать резонансной история о том, как жена хочет развестись со своим мужем и мучается, сильно ли осудит её высшее общество? Нет, для нас это в порядке вещей. А “Анна Каренина” оказалась одной из самых обсуждаемых книг того времени именно поэтому. Тогда подобный конфликт мог стать причиной серьёзного внутреннего конфликта. Сейчас – вряд ли.
Эпоха – место нашей истории во времени.
Она определяет не только логику событий и героев, но и возможность возникновения того или иного конфликта. Как внешнего, так и внутреннего.
Примеры проработки эпохи:
- Пореформенная эпоха, XIX век (“Анна Каренина”)
- Период подготовки крестьянской реформы, XIX век
- Преддверие первой мировой войны – последствия гражданской войны, XX век (“Тихий дон”)
Неправильная проработка:
- Моя история могла произойти когда угодно
- Где-то между 12 и 14 веками
- Приблизительно в наше время
Правильная проработка:
- Боинг-747 совершил первый полёт, XX век
- Третья англо-голландская война, XVII век
- Город Воронеж, вымышленные события начала XXI века
- Планета Марс, колонизация, середина XXI века
Чем детальнее мы знаем эпоху (ключевые события, важные социальные и политические явления, тенденции в развитии общества), тем оригинальнее и самобытнее получится наш роман.
Вторая грань – “Продолжительность”
Здесь нам нужно разобраться – как долго длится наша история? Один день? Месяц? Год? Два года? Может, несколько десятилетий или столетий?
Бывает и такое, что книга читается дольше, чем длятся события в ней. Например, “Улисс” Джойса рассказывает нам об одном дне, но за сутки этот роман мы вряд ли осилим.
Примеры проработки продолжительности:
- Пореформенная эпоха, 70-е годы XIX века (“Анна Каренина”)
- Период подготовки крестьянской реформы, май 1859 – зима 1860 (“Отцы и дети”)
- Преддверие первой мировой войны – последствия гражданской войны, 1912 год – 1922 год (“Тихий дон”)
Неправильная проработка:
- Может, несколько дней или несколько недель в наше время
- Где-то с 14 по 16 век
- Приблизительно лет десять между 2010-мы и 2020-ми
Правильная проработка:
- Боинг-747 совершил первый полёт, 1-14 января 1970 года (история про пилота)
- Третья англо-голландская война, март 1672 – февраль 1674 года
- Город Воронеж, от празднования дня города до постройки нового театра, 23 сентября 2016 года – 16 ноября 2022 года (история архитектора)
- Планета Марс, поселение G-483, от колонизации до первых людей, рождённых на другой планете, март 2052 года – январь 2053 года
Если у вас фэнтези – там наверняка тоже есть летоисчисление. Продумайте этот момент тщательно. Подойдите к вопросу обстоятельно. Не жалейте времени – это на самом деле очень важно.
Задумайтесь. На тему Второй Мировой Войны написано тысячи книг. Некоторые – повторяются. Некоторые – выделяются. Почему? Они берут конкретное событие, конкретный временной промежуток и раскрывают только его.
Вывод – чем детальнее проработка, тем чётче мы видим мир, тем меньше возможностей свалиться в шаблоны.
Третья грань – “Место”
Нам нужно чётко понимать, какова география нашего романа. Отвечаем на вопросы:
- Где происходит история?
- В какой стране?
- В каком городе?
- В каком районе?
- На какой улице?
- В какой вселенной?
- Какое море переплывают герои?
- На какую планету добираются?
и так далее.
Может, действие вашего романа происходит в одной комнате? Как, например, в пьесе “За закрытыми дверями”? Там всё действие происходит в замкнутом пространстве — в гостиной без окон и зеркал.
Может, ваш роман охватывает сотни различных мест? Как, например, в романе “Война и мир”?
Или всё происходит на улочках одного города? Как в Петербурге Достоевского в “Преступлении и наказании”?
Это важные вопросы, ведь местонахождение наших героев также определяет характеры, развитие сюжета и масштаб происходящего. Чем уже место действия, чем лучше мы его знаем – тем проще нам будет работать и тем меньше вероятность скатиться в штамповку.
Примеры проработки продолжительности:
- Одна гостиная в потустороннем мире (“За закрытыми дверями”)
- Улицы Санкт-Петербурга (“Преступление и наказание”)
- Каперна – вымышленное селение у моря (“Алые паруса”)
- Как вы наверняка знаете, с вымышленными местами работать сложнее всего. Толкин составил больше десяти карт Средиземья прежде, чем выбрать подходящую.
Неправильная проработка:
- Эта типично российская история, она могла произойти где угодно
- Где-то на западе США
- У очень далёкой звезды
Правильная проработка:
- Трущобы Екатеринбурга
- Дом с приведениями в пригороде Москвы, в котором пытаются найти древний клад
- Сибирская деревня Шалоболино и город Новисибирск (перекрёстное повествование)
- Планета Марс, поселение G-483
- Если у вас фэнтези – вам ещё внимательнее нужно следить за миром. Вы должны чётко осознавать быт местных людей, архитектуру и планы городов, нравы и обычаи, которые присущи обществу.
Выводы те же. Чем чётче вы видите места вашего романа, тем меньше вероятность написать очередной шаблонный роман “про эльфов” или “про глубинку”.
В статье мы разобрали самые основы. Базис. Подробная информация о всех аспектах вселенной повествования – на курсе “Мир произведения”. На занятиях мы подробно рассказываем о том, как создавать локации, как соотносить визуальные пространства и развитие героя, как показывать конфликт через противопоставление деталей мира и многое другое.
Вот так выглядит расписание занятий курса:
1. Мир произведения. Основы
2. Взаимосвязь мира и главной идеи вашего произведения
3. Конфликт ценностей через противопоставление локаций и визуальных образов
4. Природа в произведении
5. Локации (дом, дорога, город) и технологии
6. Связь мира произведения и развития характера персонажа
7. Время в вашем мире (заблуждения, времена года, ритуалы)
8. Связь мира с сюжетными событиями
Зарегистрироваться на очередной поток можно по ссылке:
https://goo.gl/forms/WTEjS2gyqtHItiwU2
Надеемся, статья показалась вам полезной. До связи на занятиях!