Зачем вашим персонажам нужна цель?

Статья переведена в рамках подготовки к курсу “Персонажи 2.0”.

Если конфликт – это источник жизненной силы истории, то цель главного героя – это ее компас. Читатели не поймут смысла прочитанной истории, если персонаж будет бесцельно скитаться по страницам произведения. Ваша проза может быть безупречной, сюжетные повороты головокружительными и захватывающими, диалоги – потрясающими, но без направляющей цели все эти обособленные элементы погрязнут в безуспешных попытках объединиться в осмысленное целое.

ZACHEMTSEL

Не уверены, что у вашего персонажа есть цель? Ниже мы рассмотрим три способа, с помощью которых цель протагониста направляет другие элементы истории, и как каждый из них может быть ключом к определению цели.

Быстрое определение

 

Начнем с определения того, что подразумевается под целью или намерением главного героя. Иногда эти термины могут звучать слишком масштабно и грандиозно, поэтому давайте их упростим. Говоря о цели или намерении, мы на самом деле имеем в виду: Чего главный герой хочет? Это может быть и эпичная цель, например, захват королевства или победа в состязании века, или что-то более личное, сокровенное: желание восстановить распавшуюся семью или получить приглашение на выпускной бал.


  1. Цель направляет сюжет

 

Наверное, самый очевидный способ – направлять историю через сюжет. Допустим, друг спрашивает вас: “О чем твоя книга?” Если вы точно знаете, чего хочет ваш главный герой, вас не затруднит коротко рассказать о его цели и о том, как он ее добьется, то есть самую суть. Но если вы не уверены, все кончится долгим перечислением ряда захватывающих событий, стянутых вместе под видом какой-то неопределенной истории. Отступите назад и попытайтесь объективно взглянуть на вашу историю: руководствуется ли она очевидным стремлением вашего протагониста получить то, что он хочет больше всего, или это просто серия событий без четкой связанной траектории?

 

Давайте рассмотрим пример, чтобы проиллюстрировать эту мысль. Думаю, для этого нам отлично подойдет первая книга из трилогии Д.Р.Р. Толкиена “Властелин Колец”, «Братство кольца». В ней множество персонажей, несколько сюжетных линий, масса сложных деталей и описаний устройства вымышленного мира, – словом, есть чем увлечься; но в центре сюжета находится Фродо Бэггинс, на которого возложена задача отнести Кольцо Всевластия из Шира в Мордор, где оно в конечном итоге должно быть уничтожено. Это его единственная цель, и сюжетные повороты, которые стимулируют дальнейшие сюжетные действия, руководствуются этой самой целью.

 

А как обстоят дела у вас? Когда вы смотрите на сюжетные действия вашей истории, видите ли вы, что они руководствуется целью вашего протагониста, или натыкаетесь на бессвязные последствия разобщенных событий? Определив, чего хочет ваш персонаж, вы можете направить его на путь достижения желаемого. Благодаря этому (неважно, успех ждет вашего героя или провал), вы создадите связанную и убедительную сюжетную дугу.


  1. Цель направляет персонажа

 

Случались ли с вами когда-нибудь такое, что вам никак не удавалось по-настоящему оживить персонажа на страницах вашего повествования? Вы затруднялись представить, как выглядит дуга его характера, и никак не могли понять, почему? Тому есть много причин, но самая частая заключается в том, что персонажам не хватает стимулирующей цели или желания, то есть стремления преодолевать препятствия, которые бы их изменили. Если у героев нет направляющей их цели, как они смогут измениться со временем? Ведь именно попытки добиться желаемого – удачные или неудачные – стимулируют эволюцию дуги характера.

 

Вернемся к Фродо. Наш хоббит – герой поневоле. Ему любопытен мир за пределами Шира, и он начинает свой путь с жаждой приключений, как и его дядя до него. Но во время путешествия, несмотря на чудесные места, которые он посещает и удивительных существ, которых он встречает, Фродо понимает, что все, что ему когда-либо было нужно, находится прямо там, дома. Но если он хочет выполнить свою задачу и доставить Кольцо Всевластия в Мордор, он, возможно, больше никогда не увидит Шира.

 

Видите, как цель Фродо стала катализатором его внутренних изменений? Все, что он узнает о себе, находилось внутри него все это время, но именно давление, которое на него оказывает необходимость осуществления его цели, раскрывает эту скрытую суть. Итак, спросите себя еще раз: “Чего хочет мой главный герой?” Если вы не уверены, копните немного глубже. Рассмотрите все, что уже знаете об этом персонаже и экстраполируйте оттуда. Желание обычно исходит из страсти; если вы сможете определить, чем этот персонаж больше всего увлечен, вы будете близки к пониманию, чего он больше всего хочет, и как далеко он может зайти, чтобы получить желаемое. И именно в его стремлении получить то, что он хочет больше всего, вы увидите его трансформацию.


  1. Цель направляет конфликт

 

Вы изо всех сил пытаетесь узнать, что будет дальше в вашей истории? Если ваш главный герой не знает, чего он хочет или как получить желаемое, вам будет очень трудно поддерживать постоянное чувство конфликта в вашей истории. Когда ваши персонажи зависят от цели, их повседневная жизнь и взаимодействия встают на свои места, а объекты, люди и силы, которые возникают на их пути, создают восхитительное чувство конфликта. Без этого компаса, то есть цели, направляющей вашего персонажа, препятствия, с которыми он сталкивается, являются случайными и недостаточными для создания захватывающего убедительного конфликта, который мог бы реализовать весь замысел (основную идею) истории.

 

У Фродо много личных конфликтов на его извилистом пути в Мордор, но всякая сила или субъект, который выступает против него, в той или иной мере пытается помешать ему отнести Кольцо Всевластия в Мордор. Там нет внезапных конфликтов, появляющихся из ниоткуда, которые никак не связаны с основным конфликтом истории: Сможет ли добро победить зло Кольца Всевластия раз и навсегда в Средиземье?

 

Какой конфликт лежит в основе вашей истории? Вы видите одну определенную решительную борьбу или множество интересных, но не связанных между собой небольших конфликтов, на эффективность которых вы полагаетесь? Если вы теряете чувство связанности, начните с главного героя, выясните, чего он хочет больше всего, направьте его на путь достижения желаемого, и следите за тем, как конфликты естественным образом начнут возникать перед ним.

 

Подведем итог

 

Не беда, если вы обнаружите, что все это время писали захватывающую историю, которая не вращается вокруг цели главного героя. Зато теперь, я надеюсь, вы понимаете, что все основные элементы истории должны полагаться на главную цель, которая будет направлять их и спасать от бесцельного блуждания по повествовательной пустыне. Что еще более важно, я думаю, что это вопрос искусства подражания жизни; разве мы, люди, слоняемся изо дня в день без какой-либо направляющей силы, влияющей на наши действия? Нет, мы, так или иначе, движимы необъяснимыми желаниями; и, в отличие от любой другой силы в нашей жизни, именно чувство цели, «пишет» все изгибы и повороты наших разворачивающихся историй. Разве не поэтому мы читаем? Мы учимся, растем, развлекаемся с помощью знакомого, но совершенно неизведанного чувства осознания наших собственных драм, разыгранных на страницах. Не оказывайте вашим книгам плохую услугу, не заставляйте персонажей блуждать вслепую и действовать наугад. Копните немного глубже, выясните, чего ваши персонажи хотят больше всего на свете, а затем помогите им получить или не получить это.


Автор PAIGE DUKE

Оригинал статьи https://www.standoutbooks.com/characters-need-goal/

Перевод Юлии Тома специально для проекта «Курсы писательского мастерства»


Приглашаем вас на курс “Персонажи 2.0”

PPRER2

Подробная информация >                                          Регистрация >

Вместе пройдём пятнадцать уроков по писательскому мастерству (теория + домашние задания). Будем говорить о сердце любого произведения – о персонажах. Разберём методы проработки, научимся прописывать мощную мотивацию, рассмотрим распространённые типы характеров.
Первые четыре занятия бесплатны для всех желающих.
Цель – за 15 уроков создать героев, которые будут интриговать, поражать и удивлять. А главное – влиять на читателя.


До связи на занятиях!