Морализаторство в литературе

Сегодня поговорим о том, как избежать морализаторства в прозе.

moralizator

Для начала разберёмся, что же такое морализаторство в литературе?

В случае с начинающими авторами ситуация проста – герои начинают высказывать мысли писателя вслух, сидеть в барах или у камина, рассуждая о смысле жизни, или поднимать вопросы о борьбе добра и зла посреди поля боя.

Начинающий прозаик ещё не способен передавать идею с помощью последовательности событий – нарратива истории. То же самое бывает и с опытными писателями. Происходит по схожей причине – недостаточное умение влиять на читателя с помощью действий, выборов и сцен.

Чтобы понять, каким образом влиять на читателя, не прибегая к морализаторству, давайте рассмотрим понятие “эстетическая эмоция”. О нём великолепно рассказал Роберт Макки:

“Аристотель подходил к вопросу об истории и ее смысле следующим образом: почему, спрашивал он, когда мы видим мертвое тело на улице, у нас одна реакция, а когда читаем о смерти у Гомера или видим ее в театре, другая? Потому что в жизни мысль и чувства возникают раздельно. Разум и эмоции принадлежат к разным сферам человеческой натуры, и, редко согласуясь между собой, они, как правило, находятся в противоречии.

В жизни при виде безжизненного тела у вас происходит резкий выброс адреналина: «О Боже, он мертв!» Возможно, вы в страхе бежите. Затем по прошествии времени, немного успокоившись, начинаете размышлять о кончине незнакомого вам человека, о том, что тоже смертны, и о своем существовании под тенью смерти. Эти раздумья могут изменить восприятие мира, и в следующий раз, когда вы столкнетесь со смертью, реакция будет другой, наверное, более сочувственной. Или, если перевернуть модель, в юности вы крайне серьезно, но не очень реалистично относились к любви, сформировав идеалистическое представление, которое приводит к бурному, но причиняющему сильную душевную боль роману. Это может ожесточить ваше сердце, превратить в циника, который в последующие годы будет считать мучительным то, что молодому человеку кажется сладостным.

Интеллектуальная жизнь подготавливает к эмоциональным переживаниям, в дальнейшем подталкивающим к свежим ощущениям, которые, в свою очередь, становятся залогом новых встреч и открытий. Эти две сферы подвержены взаимному влиянию, причем поочередному. Ведь в реальной жизни одновременная вспышка мысли и чувства случается очень редко, и когда нечто подобное происходит, вы думаете, что на вас снизошло божественное озарение. Однако если жизнь разделяет идею и чувство, то искусство их объединяет. История — это инструмент, позволяющий, при желании, вызывать подобные прозрения, иными словами, речь идет о таком явлении, как эстетическая эмоция”

Задача любого прозаика – объединить идею (смысл) и чувство (эмоцию). Если мы занимаемся морализаторством, то обращаемся только к интеллекту, никак не затрагивая чувства читателя. Если давим эмоциональными сценами без какой-либо идеи – то обращаемся только к чувствам.

Когда идея объединяется с эмоциональным зарядом, то она становится более сильной глубокой и запоминающейся. Вспоминая Макки, мы можем забыть, что когда-то увидели на улице мертвого человека, но смерть Гамлета будет тревожить вас всегда.

Хорошая история  – это всегда связь иррационального и рационального. Смысла и чувства. Ума и сердца.

Любую идею, которую мы хотим выразить через историю, надо подтверждать. Средства всегда заключены в структуре произведения.

 

Давайте рассмотрим такой пример:

Алексей сделал глоток вина и продолжил:

– Ревность – чувство сильно и невероятно сложное, – он кивнул в сторону Марии. – Но я простил бы её за измену. Ведь не всегда нужно иметь чувства, чтобы оказаться в постели с незнакомцем. Достаточно симпатии, взгляда, электрического заряда, который покалывает на кончиках пальцев. Это желание. Желание не достойно быть чувством такого высокого ранга, как любовь. Поэтому я и прощу ей всё.

Скорее всего, вы даже не дочитали эту цитату до конца. Это рассуждение неинтересное и скучное. Нам нужно выстроить последовательность событий, которая докажет мысль героя. Например, мы подобрали бы для истории такие сцены:

  1. Алексей знакомится с Машей.
  2. Между ними возникают взаимные чувства.
  3. Измена Маши.
  4. Алексей узнаёт об измене.
  5. Алексей прощает Машу.

Достаточно банальная история, не правда ли? Точно так же, как и сама идея. Она слишком шаблонна. Но как  история произведёт большее впечатление? Если мы прочитаем пустое и скучное морализаторство? Или если путём показа чёткой последовательности событий нам докажут эту мысль? Конечно, многое зависит от мастерства автора. Но в первом случае у писателя нет совсем никаких шансов. В классической литературе это было уместным. Сейчас другое время, другая эпоха, а значит – другие правила.

 

Вывод:

 

История – это демонстрация идеи. История преображает идею в действие, подтверждая её. Событийная структура – это средство, с помощью которого вы сначала передаёте идею, а потом подтверждаете. Без разъяснений. Без пояснений. Без морализаторства.

 

Великие рассказчики не объясняют. Они выполняют самую сложную работу – инсценируют. Как сказал Гёте:

Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие — самая трудная вещь на свете”.

Надеемся, что у вас всё получится!

Вдохновения!


Приглашаем вас на ближайший поток курса “Букварь писателя”:

lPhsZKo5s2w

Самый масштабный курс проекта “Курсы писательского мастерства”.