Как не слить финал?

Статья написана в рамках подготовки к курсу “Букварь писателя”.

slitfinal

Отличные истории оказывают влияние на людей спустя годы и месяцы после того, как их впервые рассказали. Но, согласитесь, мы можем найти классное произведение, где все составляющие (конфликт, сюжет, персонажи, идея, символы) работают в полной гармонии, но при этом через полгода уже не вспомнить, что мы его читали. В чём же загвоздка?

 

Зачастую главная проблема – в слитом финале.

Запоминающиеся истории всегда имеют сильную концовку. Даже спустя годы мы помним её, и кажется, что такие истории начинают жить собственной жизнью. А некоторые – становятся великими и живут столетиями, влияя на судьбы читателей.

Сегодня наша цель – выявить и разобрать основные ошибки, которые авторы допускают, когда прорабатывают финал произведения.

Для начала выделим три главные причины, которые делают концовку скучной и невзрачной.

  1. Преждевременный финал.
  2. Искусственный финал.
  3. Полностью закрытый финал.

Разберём каждый из пунктов.


prezhdfin

Преждевременный финал

Есть несколько причин, по которым концовка может показаться читателю преждевременной:

  • Слишком быстрый сдвиг характера

Ваш герой слишком рано “прозревает”, меняется, становится сильнее или слабее. Для читателя сдвиг характера является самым важным событием в произведении. Оно становится кульминацией. Следовательно, развитие персонажа прекращается, а значит все последующие события – не столь значительны и не так интересны читателю.

  • Герой слишком быстро достигает цели

У героя было ключевое глобальное желание – например, банально завоевать женщину своей мечты. Когда это случается – читателю становится скучно. Если у героя появляется новое глобальное желание – значит, вы начинаете новую историю.

  • Нехарактерные поступки

Герой ближе к финалу начинает делать нехарактерные для него поступки. Трус внезапно становится храбрецом, озлобленный военный вдруг начинает заниматься благотворительностью или несмышлёный ребёнок ни с того ни с сего решает теорему Ферма. Герой ещё не достиг нужной ступени развития, вы не подвели читателя к возможности такого события. Следовательно, каждый понимает, что персонаж совершает поступок не из-за того, что это нужно герою, но потому что так надо вам – автору.


isskusfin

Искусственный финал

Самая распространённая ошибка среди начинающих авторов.

Искусственная концовка означает, что развитие событий просто в один момент прекращается.

В большинстве случаев причиной этого становится непродуманный заранее сюжет. Ваше повествование не представляет собой последовательную систему, которая ведёт к развитию персонажа и дальнейшему сдвигу характера. Следовательно, вы сами не знаете, к чему ведёте читателя.

Отсюда и провал – финала не случается в принципе. Есть видимая концовка, но вдумчивого читателя этим не проведёшь – он видит, что вы не знали, куда идёте, а просто бессмысленно бродили в потёмках.


zakritfin

Полностью закрытый финал

Герой выполнил миссию, даже изменился после событий произвдения, а потом достиг полного спокойствия – больше его ничего не беспокоит. А автор закрыл все второстепенные конфликты – больше рассказывать не о чем.Совокупность этих событий говорит о том, что история закончена. Но на самом деле так быть не должно.

Желания не прекращаются никогда. Достигнутое спокойствие – временное. Сдвиг характера никогда не даётся легко и не гарантирует мирной жизни.

Отличная история живёт долго, потому что её концовка – окончание очередного этапа, не более.

Вспомните “Пролетая над гнездом кукушки”.

История закончена. Макмёрфи сделали лоботомию, медсестра Ретчед победила. Больше рассказывать не о чем? Нет, Вождь сбегает из больницы – он продолжает дело Макмёрфи и даёт нам понять главный смысл произведения. Идея не умирает вместе с человеком.


Мы разобрали три ключевые ошибки.

Давайте подведём итог. Что нам важно учитывать, когда мы прорабатываем финал:

  • Важно проверять, не является ли ваша концовка преждевременной, не слишком ли рано герой изменился.
  • Важно контролировать органичность развития событий и видеть финал заранее, чтобы грамотно к нему подвести.
  • Важно следить за тем, чтобы завершить все сюжетные линии.
  • Важно сделать так, чтобы герой дошёл до цели или провалил миссию.
  • Важно обращать внимание на то, чтобы у читателя не осталось вопросов по каждому из ключевых персонажей.

Самое главное – вдохните в историю новую жизнь в самых последних строках. Возможно, тогда она станет вечной.

Вдохновения вам!


Ближайший поток курса “Букварь писателя”:

lPhsZKo5s2w

➡ Внутри программы собраны, структурированы и переработаны курсы:

  • 📄 “Идея”
  • 📄 “Свежий стиль”
  • 📄 “Диалоги”
  • 📄 “Персонажи”
  • 📄 “Конструктор сюжета”
  • 📄 “План романа”
  • 📄 “Сцена”
  • 📚 “Мир произведения”
  • 📚 “Знаки и образы”
  • 📚 “Конфликт ценностей”
  • 📚 “Соавторство”
  • 📚 “Дисциплина писателя”
  • 📚 “Публикация”