Три лучшие сюжетные структуры

 

Статья написана в рамках подготовки к курсу “Конструктор сюжета”.

Model of DNA double helix

 

Сегодня в новой статье мы рассмотрим три самые популярные сюжетные структуры, которые рекомендуют начинающим авторам зарубежные писатели и сценаристы.

  • Первая структура – Джозеф Кэмпбелл “Тысячеликий герой”

 

12 этапов

1. Обычный мир – описание сеттинга; показать, кто такой герой и как он живёт, его отношения с людьми. Вызвать сочувствие и сопереживание – создать связь между героем и читателем. Показать контраст между обычным миром и необычным (в который отправится).

Жизнь Дороти в Канзасе, пока смерч не унёс её в страну Оз. “Волшебник страны Оз”.

Люк Скайуокер скучает по ферме, прежде чем начать борьбу со вселенским злом. “Звёздные воины”.

2. Зов приключений – герой узнаёт о наличии проблемы, ему надо начать что-то делать, чтобы решить проблему.

Оскудевают плодородные почвы, и Артур отправляется на поиски святого Грааля – единственной вещи, которая может исцелить землю. “Легенды о короле Артуре”.

Послание Леи к Оби Вану, её зов о помощи. “Звёздные воины”.

Невиновный Эдмон Дантес оказывается в тюрьме, и жажда отмщения толкает его на побег. “Граф Монте-Кристо”.

3. Отказ – герой пугается и отказывается от зова; сомневается, что справится. Второстепенный герой может отговаривать его от принятия зова.

Люк отвергает предложение Оби Вана и возвращается на ферму. Но там он обнаруживает, что дядю и тётю убили штурмовики императора. “Звёздные воины”

4. Появление мудреца – история останавливает ход, потому что герой не движется – он в тупике. Появляется ментор, который начинает учить героя. Либо он может подбивать к плохому. Также, ментор может быть внутренним – интуиция, предчувствие, внутренняя сила. Здесь герой преодолевает первое большое препятствие.

Оби Ван даёт Люку световой меч отца в “Звёздных воинах”.

Добрая колдунья Глинда даёт Дороти волшебные туфли в “Волшебнике страны Оз”.

5. Пересечение границы – герой переходит в необычный мир. В книге этот момент нужно провести как можно быстрее.

Дороти ступает на дорогу из жёлтого кирпича. “Волшебник страны Оз”.

6. Испытания, союзники, враги – герой начинает познавать необычный мир, в который попал, людей, живущих в нём. Герой формирует цель. Узнаёт на практике, кто друга, а кто – враг. В истории есть две противостоящие силы, и на данном этапе герой принимает сторону одной из них. Герой преодолевает препятствия, которые готовят к кульминации.

В баре Люк приобретает союзника в лице Хана Соло и противника в лице Джаббы Хатта. “Звёздные воины”.

Дороти обретает таких друзей, как Железный Дровосек, Трусливый Лев и Страшила. “Волшебник страны Оз”.

7. Приготовление – герой готовится и тренируется.

Артур и его рыцари стремяться попасть в часовню, где хранится Грааль. “Легенды о короле Артуре”.

Люк и его спутники прилетают на Звезду Смерти, чтобы сразиться с Дарт Вейдером. “Звёздные воины”.

Дороти попадает в замок щлой колдуньи. “Волшебник страны Оз”.

8. Упорядочивание, смерть и перерождение – после всех тренировок герой сталкивается с самым большим страхом. Настаёт критический момент. Кажется, что всё пропало. На этом этапе присутствует дух смерти. Нужно показать, как смерть влияет на историю, в чём её важность и символичность.

Люк и Лея оказываются внутри гигантского пресса для мусора в недрах Звезды Смерти. “Звёздные Воины”.

Колдунья заманивает Дороти и её друзей в свой замок, откуда им, как кажется, не выбраться. “Волшебник страны Оз”.

9. Награда – герой получает награду за пережитое. Возможно переживает озарение.

Люк спасает принцессу Лею и завладевает чертежами Звезды Смерти. “Звёздные воины”.

Дороти сбегает из замка злой колдуньи, прихватив её метлу и путеводные туфли. “Волшебник страны Оз”.

10. Дорога домой – герой смиряется с изменениями и принимает самого себя. Здесь необходимо увеличивать темп повествования. Герою необходимо решить проблему как можно скорее. Происходит новое событие, которое пробуждает действие, эмоции, наращивает темп.

Когда Люк и Лея покидают Звезду Смерти, за ними гонится Дарт Вейдер. “Звёздные воины”.

11. Воскрешение – герой сталкивается с проблемой в последний раз. Он либо достигает цель, либо нет. Показать, как герой справляется с проблемами. Герой должен пожертвовать чем-то дорогим для достижения цели, и получить что-то хорошее, что поможет двигаться дальше. Характер героя меняется в лучшую сторону – это необходимо показать на деле, а не словами. Герой меняет своё поведение, он усвоил урок.

Люк кажется убитым, но затем оживает. Каждое новое испытание приносит ему новые знания и меняет его. “Звёздные воины”.

12. Возвращение с эликсиром – герой получает сокровище, которым делится с окружающими. Происходит что-то неожиданное, поворот событий в конце, что влечёт за собой перемену восприятия и мировоззрения.

Дороти возвращается в Канзас, поняв, что её любят, и что в гостях хорошо, а дома лучше. “Волшебник страны Оз”.

Люк побеждает Дарта Вейдера (на какое-то время), восстановив мир и порядок в галактике. “Звёздные воины”.


  • Вторая структура – Кристофер Воглер “Путешествие писателя”, Hauge Michael “Writing screenplays that sell”

 

1 этап (1-10%) знакомство с героем. Какой жизнью жил герой; сочувствие, симпатия; его желание нового.

Поворотный момент № 1 (ПМ) (10%) герой получает возможность. Что-то происходит, что пробуждает желание нового.

2 этап (15%) – жизнь героя в новой ситуации. Основное желание появляется НЕ на первых 15%, а позже герой адаптируется к новым условиямж ему кажется, что всё будет просто/

ПМ 2 (25-30%) (конец 1-го акта) –  изменение планов. Что-то происходит, герой понимает, что всё непросто; у героя появляется цель, он думает, как её достичь; читатель понимает, о чём история.

3 этап – прогресс. Кажется, что всё идёт по плану, но есть препятствия, которые герой успешно преодолевает.

ПМ 3 (50%) – точка невозврата. Герой оказывается к цели ближе, чем к точке старта, он сжигает мосты и не может вернуться к прошлой жизни, хочет во что бы то ни стало достигнуть цели

4 этапусложнение и высокие ставки. Достигнуть цель становится всё сложнее; появляются серьёзные препятствия, но герой предан цели, и ему приходится делать выбор.

ПМ 4 (75%) – большой спад. Что-то происходит с героем, всё пропало; он не сможет достигнуть цели, у него нет выбора; план летит коту под хвост и отступать некуда; остаётся только последний рывок.

5 этап – последний рывок. Либо всё, либо ничего, герой лезет из кожи вон, делает всё, чтобы выиграть, либо он умрёт, он ставит на карту всё, что имеет.

ПМ 5 кульминация (90-99%). Встреча с врагом, последняя битва, сложный моральный выбор, определяющий сдвиг характера.

6 этап (100%) финал. Чем всё кончается. Нерой достиг\ не достиг цели; перерождение; герой понимает, что цель – вовсе не то, что он хотел; последняя сцена.


  • Третья структура – David Trottier “7 plot points” – 7 точек сюжета

 

1.Крючок (завязка)

2.Поворот сюжета 1

3.Трудность 1

4.Середина

5.Трудность 2

6.Поворот сюжета 2

7.Развязка

Развязка

Всё в вашей истории ведёт к этому моменту. О чём ваша история? Куда она движется? Удостоверьтесь в том, что вы знаете, какую развязку хотите написать. Речь не о последней главе, а о кульминации. Сфокусируйтесь на сюжете и герое.

Гарри Поттер побеждает Волан-де-Морта.

Крючок (завязка)

Узнайте, решите с чего вы начинаете. Нужно начать с противоположного: если в кону герой станет сильным, в начале он должен быть слабым. Это создаёт арку прогресса. В начале нужно знать конец.

Гарри Поттер живёт в чулане под лестницей.

Середина

Середина – это место между завязкой и развязкой. Место, в котором персонаж начинает двигаться от реакции к действию.

Гарри Поттер узнаёт, что нужно противостоять людям, которые пьют кровь единорогов.

Поворот сюжета 1

Двигает повествование от начала (завязки) к середине. Обозначает конфликт. Мир персонажа меняется: встречает новых людей, узнаёт новые секреты, следует за белым кроликом. Зов к приключениям.

Гарри Поттер узнаёт, что он – волшебник. Он собирается попасть в мир волшебников.

Поворот сюжета 2

Двигает историю от середины к концу. В середине персонаж решает совершить действие, и в развязке он его совершает, поэтому 2й поворот сюжета – место, где персонаж получает последний толчёк к действию. “Сила в тебе”. Произошло что-то ужасное, но теперь у героев есть то, что им нужно, пусть они этого ещё не осознают.

Гарри Поттер смотрит в зеркало Еиналеж и, так как его мотивы чисты, философский камень оказывается в его кармане.

Трудность 1

Давление: что-то идёт не так, нападают плохие парни, мир нарушен. Принуждение к действию. Часто служит введением злодея в историю.

Гарри Поттер с друзьями побеждают тролля.

Трудность 2

Ещё большее давление, пока ситуация не покажется безнадёжной. План проваливается, наставник умирает, оставляя героя одного, кажется, что плохие ребята выиграют.

Рон и Гермиона попадают в ловушки по пути к философскому камню, и Гарри Поттеру приходится идти дальше одному.


Ближайший поток курса “Конструктор сюжета”:

wP6tD2Hi2cM

📌 Цель: за 12 уроков научиться создавать увлекательные сюжеты, в которых идея, персонажи, конфликты, символы и последовательность событий слаженно работают вместе, создавая органичную структуру произведения.