5 принципов проработки персонажей (перевод статьи)

Статья переведена в рамках подготовки к курсу “Марафон: роман за 90 дней”.

2qq7A4YtH0o

Первое, что хочется сказать по этому поводу – вдохнуть в персонажа жизнь на скорую руку не выйдет.

Ваши персонажи – люди (или существа, наделенные человеческими качествами) с собственным мнением, характером и комплексом проблем. Вам понадобится время на то, чтобы хорошенько продумать их рост, развитие и связи (взаимоотношения с другими персонажами).
Сегодня я собираюсь показать несколько полезных техник, которые помогут вам в проработке персонажей.

1. Упростите себе работу, проведите исследование

Этот пункт я хочу особенно выделить, поэтому с него и начну.

Исследование – один из первых и решающих этапов в работе над персонажем. Исследование обеспечит вас интуитивным пониманием и знанием того, как придать чертам и свойствам вашего персонажа правдоподобность. Это прибавит вашему роману ценности, продемонстрирует читателям вашу заботу о персонажах и основательную работу над ними. Этим вы заслужите уважение, как автор, и обретете широкий круг преданных читателей.

Допустим, вы пишете роман о подростке с героиновой зависимостью. И, вероятнее всего, начнете с поисков информации о наркомании в интернете, что вполне логично, однако крайне важно, чтобы вы на этом не останавливались. Для эффективной работы над персонажем вам нужно понимать причины, которые подтолкнули его к наркотикам, его повседневную жизнь и как все это влияет на его семью. Хотя вы и найдете кое-какую информацию по данной теме в интернете, но, читая об этом, вы лишь потратите время. Чтобы по-настоящему понять людей с зависимостью, лучше вживую посетить реабилитационный центр и пообщаться с теми, кто ежедневно имеет с этим дело. Такой способ сбора информации даст вам более глубокое понимание личности вашего героя и того, как он расценивает и воспринимает окружающий мир.

Реальность – очень полезный инструмент для писателя, так что прежде, чем начать работу над персонажем, убедитесь в наличие этого инструмента под рукой.


2. Тише едешь – дальше будешь

Когда будете впервые представлять вашего героя читателям, постарайтесь не угодить в ловушку желания рассказать о нем все и сразу. Многие писатели выкладывают подробные досье на своих персонажей прежде, чем приступить к рассказу самой истории.

Так делать нельзя.

Действуйте по принципу «лучше меньше да лучше», когда вводите нового персонажа. Информацию читателям нужно выдавать мелкими порциями, достаточными лишь для того, чтобы возбудить их интерес и разжечь воображение.

Например, что вы видите, когда читаете это предложение?

Далматинец гонялся за птицами в саду.

Вы видите далматинца, бегущего за птицами? Вы слышите крики птиц, разлетающихся от него?

Полагаю, что да.

В этом простом примере я использовала детали и описание по минимуму. Я даю вам, как читателю, возможность задействовать свое воображение и самостоятельно дорисовать в голове остальное. Вы сами догадаетесь, что пес выглядит, как большинство далматинцев, и что птицы занимались какими-то своими делами, когда он решил за ними погоняться. Мне не нужно подробно описывать птиц, потому что для сюжета это абсолютно не важно.

Такое сдержанное описание не отвлекает внимание от сюжетной линии и не прерывает нить повествования.

Теперь давайте рассмотрим тот же пример, но с большим количеством деталей:

Большой пес с черными пятнами на белом теле вскочил и с лаем побежал через сад. Голубой нейлоновый ошейник болтался вверх-вниз на его мускулистой шее, а уши шлепались об его голову, как только он подлетал к воронам, сидевшим на черничном кусте.

Слишком много деталей, правда? Держу пари, что вы почувствовали необходимость сосредоточиться на описании, чтобы поспевать за ходом моей мысли.

Почему это плохо?

В данном случае я указала вам что представить и как это представить. Я не настолько вам доверяла, чтобы позволить самостоятельно выстраивать в голове картины, поэтому прояснила для вас каждую деталь. Это отличный способ напомнить читателям о том, что вы усердный писатель, работающий в поте лица, но для вашей книги — это билет в один конец, в мусорное ведро.

Слишком детальные описания опасны тем, что прерывают повествование. Они вынуждают читателей отвлечься от основной сюжетной линии, чтобы осмыслить то, что вы написали. Такие описания будут раздражать читателей, а вы вряд ли этого хотите.

Моя цель – удержать вас от использования избыточного количества деталей. Уважайте своих читателей и доверяйте им. Позвольте им воспользоваться собственным воображением при знакомстве с новым персонажем, они это очень высоко оценят.


3. Позвольте языку тела сыграть свою роль

Язык тела красноречивее всяких слов рассказывает, о чем мы на самом деле думаем, и что чувствуем. Просто опустив глаза, скрестив руки или грызя ногти, вы невольно выдаете свои истинные чувства.

Более того, исследования показали, что общение только на 10% состоит из того, что мы говорим и на 90% из того, как мы это говорим. Иными словами, нам не нужно, чтобы нам рассказывали, что кто-либо чувствует, потому что мы с рождения запрограммированы на расшифровку и понимание эмоций. Мы знаем, что человек счастлив, если он улыбается, как и то, что человек встревожен, если кусает ногти или ходит взад-вперед по комнате.

Сила языка тела, как нельзя лучше помогает в работе над персонажем и вот какое правило отсюда следует: не рассказывайте читателям о том, что герой чувствует, а показывайте.

Например, говоря: «Мэри разозлилась» или «Джеральд почувствовал себя вымотанным», вы рассказываете читателям, что Мэри и Джеральд чувствуют, но это ничего не значит и не помогает читателям выстраивать взаимоотношениям с вашими героями.

Но, если вы показываете читателям, что чувствуют герои, вы тем самым приглашаете читателей стать участниками сюжета. У Кена Фоллетта в «Падении гигантов» есть замечательный пример такого «показа»:

«Боже, я его помню», сказал Фитц.

«Первое марочное, которое я пробовал и, наверное, лучшее».

Он ощутил присутствие горничной; наклонившись очень близко к нему, она внимательно рассматривала бутылку, которая была на много лет старшее нее. К ужасу Фитца, от ее близости у него перехватило дыхание.

В этом примере Кен Фоллетт предложил читателям представить тайное наслаждение Фитца близостью горничной, наперекор ему самому. Такое невербальное толкование языка тела очень цепляет, и оно намного эффективнее, чем фраза «Фитца возбудила близость горничной».


4. Используйте предметы и обстановку для придания персонажу значимости

Этот пункт также базируется на идее показывать, а не рассказывать. Как я уже упоминала выше, читатели не хотят, чтобы им говорили: «Рори сжался от страха», они хотят почувствовать его страх. Они хотят установить с Рори какую-нибудь связь.

Прекрасная возможность выстроить такую связь – показать, как ваши персонажи воспринимают окружающий их мир, что они ценят, чем дорожат – всё это говорит об их чувствах намного больше, чем любые причастия и прилагательные.

Например, для влюбленной женщины звездная ночь – романтика, а для потерявшей любимого – напоминание об одиночестве.

Суть в том, что чувства сложны и многослойны. Вы сможете разобраться в этих сложностях посредством интерпретации персонажами их мира.

В романе «Библия ядовитого леса» Барбара Кингсолвер выявляет решимость Лии Прайс возвыситься над всеми распрями, в которые ее окунула жизнь в Конго. В приведенном ниже отрывке Лия описывает свое новое жилище так, что читатели сочувствуют ей и в тоже время восхищаются ее мужеством:

Наш здешний дом из грязи и соломы. Довольно большой: две комнаты и кухонный сарайчик. Уж точно намного лучше той железобетонной коробки, в которой мы ютились со всеми нашими горестями в Киншасе. Капризный водопровод там постоянно ворчал на нас, как Бог на Ноя, грозя потопом…

Уверена, вы согласитесь, что такое описание гораздо эффективнее фразы «Наш новый дом намного больше и удобнее, чем старый, в Киншасе». Эта фраза не оставляет места для воображения и не раскрывает истинных чувств Лии.


5. Скажите нет сумасшедшим ученым и русским шпионам

Клише угрожающе просты в использовании и очень эффективны для дискредитации вашего персонажа. Репутация персонажа окажется подорванной задолго до того, как у него появится шанс на развитие. Всем нам прекрасно знакомы и сумасшедший ученый, и русский шпион, и балерина, страдающая булимией. В большинстве случаев конец у них, как и ожидается, будет неоригинальным. Задействуя клишированного персонажа, вы сигнализируете своим читателям, что ни воображения ни, следовательно, взаимодействия не потребуется. Скучно!

Заселяя свой роман клишированными персонажами, вы, в сущности, делаете их второстепенными по сравнению с сюжетом. А это совершенно не подходящее положение для героев, которые должны быть движущей силой сюжета; ваш сюжет должен формироваться вокруг них.

Сюжет – не более, чем следы, оставшиеся на снегу, после того, как ваши герои пронеслись по нему на пути к невероятным целям.

Рэй Брэдбери, «Дзен в искусстве написания книг».

Все мы склонны писать о том, что хорошо знаем и с чем знакомы. Например, отчаянный бандит, с татуировкой на шее и ножом в руке довольно распространён. Если вы чувствуете, что прельстились простотой этого клише, тогда воспользуйтесь случаем перевернуть его с ног на голову. К примеру, пусть бандит с ножом на самом деле окажется честолюбивым танцором балета. Таким образом клише превратится в нечто оригинальное.

Если ваш персонаж будет оригинальным, он сам задаст вам интересный сюжет.

Теперь, когда у вас есть неподражаемый персонаж, постарайтесь поддерживать его оригинальность и не навешивать на него банальные признаки и штампы. Все ваши труды по достижению оригинальности пойдут прахом, если ваш персонаж начнет совершать поступки, которые от него ждут. Так что не скатывайтесь к старым привычкам.


Автор Bronwyn Hemus

Источник https://www.standoutbooks.com/5-things-about-character-development/

Перевод Юлии Тома специально для проекта «Курсы писательского мастерства»


Ближайший поток курса “Марафон: роман за 90 дней”:

romanza90

ПОДРОБНЕЕ >>            РЕГИСТРАЦИЯ>

Количество занятий: 25 полуторачасовых практикумов и 118 дополнительных материалов в формате .avi и .pdf

Цель: за 90 дней написать полноценный роман: с сильной идеей, интересными персонажами, ярким миром, захватывающими конфликтами, увлекательным сюжетом и запоминающимся финалом.

Ссылка для регистрации:
https://goo.gl/forms/vWwOKWT52akOfZd32