Как избавиться от сюжетных дыр?

Статья переведена в рамках подготовки к курсу “Марафон: роман за 90 дней”.

Сюжетная дыра — пробел в повествовании, который портит историю. Обычно сюжетные дыры – это отсутствие ответа на вопрос «Как?»: персонаж внезапно, непонятным образом, о чем-то узнает, или без каких-либо объяснений перескакивает между главами произведения.

voronka11

Разумеется, в любой истории важно избегать чрезмерного количества объяснений, но лишь до тех пор, пока их отсутствие не создаст сюжетную дыру, которая сведет на нет доверие читателей к произведению.

Прежде, чем начать писать, составьте план. Чем подробнее план произведения, тем меньше шансов ошибиться. Конечно, не всегда есть возможность для сложного, развернутого плана, а потому в этой статье я поделюсь с вами пятью советами о том, как избавиться от сюжетных дыр. Если вы затрудняетесь определить, почему ваш персонаж мог бы совершить тот или иной поступок, или вы поставили перед ним невыполнимую задачу, мои советы помогут вам найти неординарный подход к решению проблем.

1. Выявить причину

Наткнувшись на сюжетную дыру, сначала вам нужно выяснить, что ее породило. Сюжетные дыры почти всегда возникают в ответ на неразрешимые проблемы.

Некоторые истории живут собственной жизнью; автор может начать развивать сюжет в одном направлении, а потом обнаружить, что события и персонажи, которых он создал, стремятся утянуть его в совершенно неожиданную сторону. На самом деле, это потрясающе, когда персонажи настолько живые, что начинают сами «писать» свою историю. Читателю передается жизненность и реализм сюжета, но, к сожалению, это также повышает риск возникновения сюжетных дыр. Когда не знаешь, что будет дальше, невозможно ничего спланировать заранее; и тогда авторы частенько обнаруживают, что их персонажи оказались в ситуации, из которой им никак не выбраться, не опустив несколько важных деталей.

Допустим, должно произойти какое-то событие – ситуация А должна перейти в ситуацию Б – и, если у писателя нет возможности дать удовлетворительного объяснения этому переходу, он отвлекает читателя на время, пока ситуация меняется. Это можно сделать очень искусно, и некоторые читатели даже не поймут, что пропустили, но остальные после такого окончательно выпадут из сюжета.

Не важно, насколько умело вы отвлекаете читателя, отсутствие информации вам все равно не скрыть. Если в вашем сюжете происходят нереальные события, никакими уловками их не оправдать. Над чем, действительно, стоит подумать так это – почему то или иное событие нереально. И для этого вам нужно…


2. Выявить факты

Итак, какие могут быть факты в вашей ситуации? Допустим, ваши герои оказались в ловушке; им нужно выбраться, но они почему-то не могут. Почему? Распишите мельчайшие детали ситуации. У героев есть знания, умения, средства, инструменты или, быть может, для побега они могут обратиться к кому-то за помощью? Что делает ловушку такой безвыходной и непроницаемой?

Как только вы подготовите список всех элементов, способных породить сюжетную дыру, измените те, которые возможно исправить. А вот с элементами, которые изменить слишком сложно, нам и предстоит работать дальше.

Теперь изучим возможные решения…


3. Не игнорируйте факты, а добавляйте

Здесь главное помнить, что вы, как автор, можете перемещаться во времени. В любой момент, предшествующий безвыходной ситуации, вы можете вооружить ваших персонажей ресурсами необходимыми, чтобы двигаться дальше. Итак, суть данного решения в том, чтобы вернуться в прошлое, до начала безвыходной ситуации, и добавить в предысторию новые факты.

В греческой мифологии Тезей попадает в лабиринт. По сюжету герой должен сразить монстра, а затем найти выход из лабиринта. Безвыходность ситуации в том, что лабиринт абсолютно непроходим. Факты неизбежны: никто никогда не выбирался из этого лабиринта, но Тезей, не имея никаких специальных навыков, должен найти выход.

Здесь сюжетная дыра могла бы возникнуть, если бы в качестве решения задачи нам предложили представить условно, что Тезей просто очень догадливый везунчик.

Если после сцены победы над Минотавром из рассказа вырезать сцену про то, как именно Тезей выбирается из лабиринта, получится сюжетная дыра. На некоторых читателей это может подействовать удручающе и даже свести на нет их восторги по поводу победы над монстром. Однако, мы знаем, что, на самом деле, еще до входа в лабиринт, Тезей получил клубок ниток, которыми он и отмечал для себя обратный путь. Путеводную нить можно посчитать сюжетным ухищрением, но поскольку она появилась в повествовании заранее, решение проблемы с ее помощью читатели примут охотнее.

Не игнорируйте факты в своем сюжете, потому что читатели скорее всего обратят внимание на детали. Сюжетные дыры возникают, когда авторы не видят дальше одной сцены. Думайте о сюжете, как о едином целом, и вы увидите множество мест, в которые можно заронить зерна будущих решений.

К примеру, если по замыслу ваш персонаж никогда не лжет, вы можете вставить в сюжет небольшую историю из его жизни, которая объясняла бы эту необходимую, но неправдоподобную странность.

Возможно, вам придется проделать много работы, вставить в повествование довольно крупные куски нового текста, чтобы в предыстории обязательно были удовлетворительные предпосылки для разрешения безвыходной ситуации. Главное, знайте, что ситуаций абсолютно нереальных и безвыходных очень мало, даже если поначалу вам покажется, что им невозможно найти объяснение.

Но, если вы все же столкнулись с одной из таких редкостей, для вас, на выбор, есть два варианта. И первый из них…


4. Ядерный вариант

Если ситуация порождает сюжетную дыру, которую невозможно исправить, самое время принять решение о том, чтобы удалить эту ситуацию из сюжета. Дело в том, что как только читатели замечают сюжетную дыру, они начинают видеть и писателя, стоящего за сюжетом. После этого они вряд ли смогут и дальше доверять вымышленному миру.

Как бы мучительно больно и тяжело вам ни было, придется полностью вырезать из сюжета эту часть. Сделайте это ради читателей, которых вы иначе можете потерять, даже если очень грамотно прикроете сюжетную дыру. Перепишите всё, что вырезали, но на этот раз простройте все так, чтобы неразрешимых ситуаций больше не возникало, или, по крайней мере, так, чтобы варианты решения можно было втиснуть в предысторию. Этот вариант называется ядерным, потому что кусок, который придется удалить, будет немаленьким.

Если для вас это слишком круто, тогда вам придется смириться со вторым вариантом…


5. Полуядерный вариант

Если вы решили смириться с сюжетной дырой, тогда готовьтесь направить все ваши усилия на то, чтобы отвлечь читателей от сюжетной оплошности. Здесь лучший способ – это сочетание неопределенно-уклончивого объяснения с незамедлительно следующим захватывающим событием, которое утянет внимание читателей подальше от опасного вопроса «как».

Допустим, что для нужного вам направления развития сюжета, герой должен, вопреки логике, потерпеть поражение. То есть герой, ради осуществления вашего замысла, пренебрегает средствами или способностями, которые у него есть. Такую утрату трудно объяснить.

В этом случае, опуская детали, можно заявить, что герой «сделал все, что мог, но обстоятельства оказались сильнее».

Ну, а невероятные везение, прозорливость и нехарактерное поведение главного героя в большинстве критических обстоятельств можно попытаться объяснить эфемерной интуицией.

Главное, чтобы сюжетная дыра не была просто проигнорирована. И, если сила вашей истории в чем-то еще, то доброжелательное расположение читателей может мотивировать их принять ваше полу-объяснение, но обойтись без объяснений вовсе – будет уже чересчур.


 

С помощью этих решений вы сможете избавиться от большинства сюжетных дыр и замаскировать самые сложные. Разумеется, всегда лучше прибегать к помощи критиков: авторы настолько срастаются со своими историями, что некоторые недостатки, которые не имеют никакого значения для читателей, для них кажутся критичными.

Помните, что сюжетные дыры могут исчезнуть сами собой, как только вы усовершенствуете сюжет. Следующий наш перевод – «Зачем нужен черновик?» будет содержать советы о пользе редактирования.


Что из себя представляла самая заметная сюжетная дыра, с которой вам приходилось сталкиваться?

Как вы думаете, могут ли одни сюжетные дыры быть безобиднее или, наоборот, опаснее других?

Мы будем рады, если вы напишите нам свое мнение и поделитесь своим опытом. Пишите нам на info@litcourses.ru. В одной из следующих статей мы разберём самые сложные и невероятные сюжетные дыры.


Автор: Robert Wood

Оригинал статьи: https://www.standoutbooks.com/5-vital-tips-escaping-plot-holes/

Перевод Юлии Тома специально для проекта «Курсы писательского мастерства»


В сентябре стартует самый масштабный курс проекта «Марафон: роман за 90 дней».

Ещё можно записаться! Подробнее >

romanza90

Продолжительность: 25 сентября – 24 декабря.

Количество занятий: 25 полуторачасовых практикумов и 118 дополнительных материалов в формате .avi и .pdf

Цель

За 90 дней написать полноценный роман: с сильной идеей, интересными персонажами, ярким миром, захватывающими конфликтами, увлекательным сюжетом и запоминающимся финалом.